ЗАО "АртОлимп"

2011 год

« Назад

26 января 2011 Санкт-Петербург, церковь Святой Великомученицы Варвары Шереметевского дворца  

С сегодняшнего дня в домовой церкви Святой Великомученицы Варвары Шереметевского дворца обретет постоянное пристанище концертная колокольная установка - русская звонница «София». Этот музыкальный инструмент размером чуть более двух метров в высоту и ровно два метра в длину предназначен как для сольного исполнения, так и для игры в ансамблях и оркестрах.
Авторство этого музыкального чуда принадлежит пианисту и композитору Михаилу Иванову и художнику Сергею Лошакову. Идея создать концертную звонницу, которую можно возить на гастроли, собирать и разбирать (установка занимает чуть более двух часов), возникла у ее создателей неожиданно - в бане. «Только находясь в бане или в церкви, человек забывает все земное и может расслышать небесное», - убеждены авторы.

«Софией» звонницу нарекли в честь маленькой дочки Михаила Иванова.

Звонница появилась на свет в 2009 году и с тех пор многое переиграла и много где побывала: дебютировала на германо-российском фестивале в Берлине, участвовала в Днях славянской письменности и культуры в Саратове, звучала в концертных залах Европы и Москвы, служила экспонатом Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и, наконец, была освящена в православном храме бельгийского Антверпена.

По словам Сергея Лошакова, Бельгия стала местом крещения звонницы потому, что в городе Мехелене находится знаменитая Королевская школа карильона. Сюда по приглашению директора Йо Хаазена прибыла и русская «София», под звуки которой пел Молодежный хор.

Можно сказать, теперь у нее новый «виток в карьере» - практически повышение до церковного чина. Праздничная программа с участием этого инструмента прозвучит сегодня вечером. Но корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» накануне побывали на репетиции.
Авторы инструмента рассказали, что работа над ним началась три года назад в подмосковном доме-мастерской художников Сергея Лошакова и Татьяны Киселевой. Сначала, как и положено, соорудили черновой макет из бревен, который, по словам Татьяны Киселевой, казался «каким-то странным». Результат превзошел ожидания - звонница получилась произведением искусства редкого изящества и красоты. Она разительно отличается от обыкновенных концертных звонниц, представляющих собой что-то вроде длинной веревки, на которой рядком развешаны колокола. По всей деревне был слышен ее разноголосый звон.

Конструкция выполнена из северной ели (деревянные столбы внутри полые; среди мастеров считается, что только это дерево правильно резонирует со звуком колокола). В составе инструмента традиционные медные колокола, так называемые билы (в данном случае они заменяют главный большой колокол «Благовест» и действительно очень схожи с ним по тембру). Если стукнуть легонько - похоже на птичью трель, со всей силой - будто стон или, напротив, торжественное ликование. Венчают звонницу четыре навершия, украшенные изображениями четырех библейских символов, выполненных в технике горячей эмали.

«Техника горячей эмали, - рассказала Татьяна Киселева, - была широко распространена в Византии - на золотой фон наносится ультрамариновое изображение, сочетание золота и небесной синевы, согласитесь, смотрится роскошно. В Библии дважды упоминаются ангел, орел, бык и лев. В книге пророка Иезекииля и в Апокалипсисе сказано, что эти существа держат мироздание и распространяют благую весть. Колокола служат этой же цели. Пока слышна весть благая, мир существует».

Татьяна рассказывала, стоя среди еще не развешанных работ из серии «Святые персоны». Перед концертом в Шереметевском дворце откроется ее персональная выставка.

До начала репетиции «позвонить в колокольчик» позволили маленькой Ксении, крестнице художницы. Мне пришлось ей помочь - одна Ксения боялась. Было решено, что я нажимаю педали, а Ксения стучит молоточком и дергает за веревки. От колокольной симфонии девочка пришла в восторг, а я поняла, что значит «почувствовать музыку нутром» - когда мелодию слышишь некоторое время спустя после заключительных аккордов.

Потом явилась София, именем которой названо это великолепие. С ней в компании двое ее ровесников - воспитанники одного из петербургских детских садов. Сегодня им предстоит впервые выйти на сцену (в отличие от Софии, которая в свои юные годы уже достаточно опытный звонарь). Выучиться игре на звоннице детям предстояло за получасовое занятие с Михаилом Ивановым. Получилась такая джазовая история - один музыкант не знает, в какой колокол в то же мгновение ударит второй. Будут импровизировать.
То, что каждый ребенок по сути музыкант, Михаил Иванов понял, когда стал проводить праздники с участием своей звонницы на даче Пришвина. Всем ребятам там позволяется звонить в колокола и воображать себя если не выдающимися музыкантами, то благородными Квазимодо.

«Джазовый» номер от упомянутых дебютантов последует сразу за песней в стиле спиричуэлс, исполненной американским певцом Джилом Ведди. Мощный голос известного блюзового вокалиста эхом раздавался по всем залам дворца. Аккомпанировал ему Михаил Иванов, который на этот раз придумал установить внутри звонницы орган. Органная музыка сливалась с перекличкой колоколов.

Полина ВИНОГРАДОВА
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

С.-Петербургские ведомости