2010 год
« НазадЙо Хаазен - сдержанный седовласый человек, похожий на мага из сказки и имеющий весьма экзотическую профессию. Он - карильонист, то есть музыкант, играющий на колоколах. В России карильонистов единицы, как и специальных музыкальных инструментов для них. Благодаря энтузиазму Хаазена и его российских единомышленников в Московской филармонии, что базируется рядом с Залом Чайковского на Триумфальной площади, в четверг прошла презентация колокольной установки, и именно Хаазен демонстрировал, как она звучит.
Бельгиец говорит (причем на очень хорошем русском), что впервые решил заняться восстановлением колокольной музыки в России, увидев на полу Петропавловского собора в Петербурге колокола, украшенные нидерландскими буквами. Оказалось, что это фрагменты одного из первых российских карильонов - музыкальных инструментов, состоящих из колоколов и колокольчиков разного звукового тембра и громкости. Пять карильонов - три в Петербург, два в Москву - привез из Антверпена Петр I. Московские инструменты быстро разрушились: их почему-то использовали как громоотводы.
Карильон и Bell Set
В карильоне, в отличие от колокольной установки, колокольчики приводит в движение специальный механизм, похожий на органный. Хаазен - директор Королевской школы колокольного звона в Мехелене (Бельгия), пояснил GZT.RU, что в Бельгии этот инструмент появился ровно 500 лет назад, в 1510 году. Карильоны позволяют слушать колокольную музыку в любом помещении - хоть в церкви, хоть в концертном зале,- и сочетать звон колоколов с пением или со звуками органа и других музыкальных инструментов.
Настоящие колокола для этого звучат слишком громко. Они сделаны так, чтобы их звук был слышен в радиусе 10 километров. Поэтому если в такой колокол ударить в концертном зале, он не просто заглушит оркестр, но и оглушит зрителей и музыкантов.
Концертная колокольная установка (Bell Set по-английски) «Русская звонница „София"», которая поселилась в филармонии, устроена гораздо проще. Это толстая деревянная рама размером 2х2,5 метра, по четырем сторонам которой висят колокола небольшого размера и била. Билами называются толстые пластины, при ударе издающие тот же звук, что и колокола, только на порядок тише. Четыре более высоких по тону била висят на раме наверху, четыре более низкого тона - внизу. Звучащее било дрожит так сильно, что за него невозможно ухватиться рукой: от мощной вибрации болят пальцы.
Колокольный оркестр
Чтобы московская установка звучала как настоящий колокольный оркестр, к ней добавили тяжелые била, привезенные из Коломенского и подвесили к раме валдайские колокольчики. Играть на ней будут сразу три человека: им предстоит дергать за привязанные к колоколам веревки, нажимать на специальные педали и ударять по билам тяжелыми, обитыми металлом молотками.
На колокольной установке можно играть с любым оркестром - хоть с симфоническим, хоть с духовым. Например, вечером в Зале Чайковского она прозвучит вместе с Центральным оркестром министерства обороны РФ, который накануне до часу ночи участвовал в репетиции военного парада на Красной площади. Установка легко разбирается, хранить ее будут в специальном хранилище неподалеку от филармонии.
Малиновый звон и саксофон
Кстати, как рассказал Хаазен, знакомое всем словосочетание «малиновый звон» не имеет никакого отношения к ягоде. Оказывается, так называли звук колоколов, привезенных из бельгийского города Мехелена. Французы произносят это название как Малин, вот и получился звон малиновый.
- Между прочим
-
Бельгия подарила миру не только карильон, но и саксофон. Его изобрел на юге страны Адольф фон Сакс.
Хаазен считает, что не нужно разделять Россию и Европу. «Это одна семья, ведь географически Европа простирается до Уральского хребта,- сказал карильонист.- Просто Бельгия - это маленькая часть Европы, а Россия - ее большая часть».
Карильоны в России
Первый карильонный концерт состоялся в Петербурге в сентябре 2001 года. Тогда случился забавный курьез. Хаазен рассказал, что на него неожиданно для всех приехали пожарные машины. Кто-то из бдительных прохожих принял звон колоколов за пожарную тревогу и позвонил 01.
- На практике
-
На карильоне можно исполнять любые музыкальные произведения. Оригинальных сочинений, написанных только для этого инструмента немного. В произведениях XIX века карильон часто звучал в сопровождении органа, духовых или симфонических инструментов. Его используют композиторы, которых привлекает необычное сочетание звуков.