ЗАО "АртОлимп"

2007 год

« Назад

"БАЛТИЙСКИЕ СЕЗОНЫ – 2006", Братья Ивановы, "которые потрясли мир"  

Теперь расскажу об одном из концертов, "которые потрясли мир". В буклете "сезонов" этот концерт называют премьерой и новым проектом братьев Ивановых.

Все участники проекта - знаменитые и признанные музыканты, представляющие разные области музыкального искусства: джаз, классику, рок-н-ролл, рок. Например, саксофонист Франк Ваганэ - один из лидеров бельгийского джаза, Алексей Уткин - академический гобоист, кларнетист Сергей Мазаев - звезда российского рока, а также на все "роки" мастера - ударник Дмитрий Севастьянов, перкуссионист Юрий Генбачев и трубач Вадим Эйленкриг. А сами братья Ивановы (Михаил - пианист, Андрей - контрабасист) - участники многих международных фестивалей. Они сыграли более 200 концертов во Франции, Бельгии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Канаде вместе с европейскими и джазовыми музыкантами.

С 1977 г. музыканты работают в России. Ими записано 14 CD альбомов, в которых отражается весь спектр джазовой музыки: и "золотая классика", и концептуальные эксперименты, и изысканный фолк-джаз. Большое внимание братья Ивановы уделяют пропаганде джаза, проявляя не только музыкальную зрелость, но и продюсерские качества европейского уровня.

Сейчас я займусь заведомо неосуществимым делом: буду рассказывать о звучащей музыке, которая осталась в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Надеюсь, правда, на воображение читателя и его опыт посещения концертов джазовых музыкантов.

Раньше я думала, что катарсис возникает у зрителя только после замечательного спектакля, который потряс его душу. Да так оно и шло от древних греков, придумавших это слово - очищение искусством. Но вот я с удивлением обнаруживаю, что выхожу с джазового концерта в таком же состоянии, в том же счастливом изнеможении, как и после давних времён спектакля "Три сестры" Чехова в постановке Георгия Товстоногова. Состояние одно, а вызвали его совершенно разные виды искусства! Возможно ли это и почему? Ответ только один: такое может быть, когда на сцене необычайно талантливые люди, а за ними великие создатели действа; когда уровень мастерства таков, что о нём уже и не думают, отдавая зрителю всю душу. А ещё когда все участники - одна семья, гармоничный единый организм, ансамбль в его первом смысле. О, тут мы, зрители, никогда не ошибёмся! Если даже мы не знаем, что такое "катарсис", мы его обязательно испытаем как потрясение.

Итак, речь идёт о концерте, который обозначен в афише нерусскими словами DJ-MIX "MAGIC MUSHROOMS" - "Волшебные грибы" (ди-джей коктейль). Подзаголовок: Новый проект братьев Ивановых (Гран-при EURO-JAZZ CONTEST).

Братья - исполнители и композиторы - в концерте представляют несколько своих произведений. Трудно сказать, в каком качестве они больше состоялись, потому что их композиции великолепны, а исполнение явилось откровением, особенно контрабасиста Андрея Иванова. Я впервые видела и слышала, как контрабас во время виртуозной игры превращается то в гитару, то в ударный инструмент, то в какого-то музыкального древнего мастодонта, в котором "струны рокотаху".

Теперь представьте себе сцену. На заднем плане - скрипки симфонического оркестра. Перед ними - мощная ударная установка, правее - барабаны (там-тамы) перкуссиониста и множество странных, звенящих и шуршащих его приспособлений. Левая часть сцены занята роялем. Перед ним, вообще непонятная для меня, "лаборатория" ди-джея, с грампластинкой на диске, рычагами и загадочными кнопками разного цвета. А на авансцене по очереди царствуют, следуя музыке, то труба, то саксофон, то гобой, то гитара, то кларнет, то контрабас. И шоковый эффект - арфа! В этой немыслимой эклектике всё работает. Да ещё как! Вначале звучит композиция братьев, одноимённая с названием концерта. Грибное это имя вызывает хихиканье молодёжи, которой довольно много в зале. Они лучше меня знают о каких то глюкогенных "mushrooms". Я же, как и большинство, с чистой душой отправляюсь в диковинный лес, где растут сказочные грибы. Нежно звучит арфа - это тихие ручьи устремляются к дальнему озеру, где сидят на замшелых камнях русалки, а саксофон возвещает о празднике всех лесных обитателей. Именно их, со всеми ужимками, создаёт в нашем воображении ди-джей, то пальцем вращая диск, имитируя таинственный скрип дерева и свист ветра. То чем-то ухая и гукая, то извлекая неведомо из чего смех Кикиморы и бормотание Лешего. "Стра-а-шно, аж жуть!" Пожалела я, что нет рядом моего внука, - вот бы приобщился к возможностям разных инструментов с помощью волшебной сказки! Но и взрослые заворожённо следят за движением каждого кудесника на сцене, сопровождая их соло шквалом аплодисментов.

За "грибами" последовали и знаменитые хиты вроде любимых всеми "Каравана", "Summertime", "Go down, Mozes", шлягеров Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Фрэнка Синатры. А помогала здесь музыкантам темнокожая певица из Нью-Йорка Шенда Рул. Голос её переливался всеми джазовыми руладами - от диких животных низов до небесных высот, соперничая с трубой и саксофоном в лучших традициях великой Эллы Фитцджеральд.

Зал провожал артистов стоя, и никто не хотел уходить домой. Усталых музыкантов вызывали снова и снова из тьмы кулис и обдавали водопадом аплодисментов и своей любви. Взбудораженная впечатлениями, я уснула только под утро...

Елена САВЧЕНКО.