ЗАО "АртОлимп"

2008 год

« Назад

Квадрат Ивановых  

DEI: Кто будет исполнять роль Иисуса?
Андрей: Мазай (Сергей Мазаев) все порывался. Но он говорит, что его персонаж - Иуда. Мы с Мазаевым давно хотели сделать что-то такое. Серега ведь человек с очень большой энергией. Он много чего делал в жизни: у него было много проектов инструментальных, группа «Автограф», где он играл на саксофоне и, наконец, «Моральный кодекс»... Вообще Мазаев кларнетист по образованию. Что интересно, он сейчас занимается на кларнете по два-три часа в день и скупает все лучшие кларнеты мира. Куда бы он ни летал, обязательно возвращается со страшно дорогим кларнетом. Вот в Швейцарии к какому-то юбилею сделали три уникальных кларнета, инкрустированных золотом. Мазаев, конечно, не удержался и купил. У него коллекция этих кларнетов. Вообще он очень увлеченно занимается музыкой. И вот захотелось сделать такой проект, в котором можно было бы раскрыть, скажем, возможности Мазаева. Но это только один из поводов. Сейчас подбираем единомышленников.

DE I: Как приходят идеи?
Михаил: Обычно мы все проекты в бане придумываем. В тот раз парились в Селезневских. Когда из парной заходишь в бассейн и уже не чувствуешь ни тела, ничего - ты уже действительно летаешь. И под какую воду встаешь - горячую или холодную,- не чувствуешь.

DE I: Откуда уверенность, что проект будет успешным?
Михаил: Успех приходит уже от вложенных пропорций - от баланса. Ни на Мазаева, ни на оркестр, ни на нас - это должно быть все едино, единая ткань. Хотя каждый участник хочет, чтобы на нем был сделан больший акцент. Но если делать по-настоящему, нужно многое уравновесить. Без баланса и гармонии такой сложный замысел не поднять. В реальности успех не зависит от человека. Успех существует сам по себе. Это поток. Причем есть потоки верхние, а есть потоки нижние. Если ты попадаешь в поток, который идет вверх, то тебя просто несет, тебе ничего не нужно делать, единственная твоя задача - из него не выскочить. Нижний поток тянет тебя вниз. Но это известно. Жизнь человеческая, как зебра. Если ее по-другому развернуть, то получится, что белая линия расширяется и уходит в бесконечность. Человек идет иначе: находясь в черной полосе, он стремится к белой, когда белая заканчивается, попадает в черную... А можно идти просто по белой и попасть туда, где вообще черного не существует.

DEI: Как понять, что идешь по белой траектории?
Андрей: Белая траектория - это когда все в жизни катит, - это успех.

DE I: Успех можно вызвать?
Андрей: Его нужно вычислить.

DE I: Отлично. С чего начинается твое утро?
Андрей: Начинаешь соображать. Когда едешь на машине, видишь знаки. Иначе как понять, можно тебе попасть в этот переулок или нет? Вот под «кирпич» въезжать нежелательно. Но эти «кирпичи» и прочие знаки есть в жизни, просто люди их читать не умеют. Их раз оштрафовали, но они не сделали выводов, второй раз оштрафовали... А на самом-то деле перед ними был «кирпич» нарисован.

DE I: Просто в такие моменты человек думает: меня искушают, но я через это пройду, потому что у меня есть цель...
Михаил: Надо взять карту и посмотреть, как можно добраться до цели, не нарушая правил. Нужно действовать, никто тебе под дверь ничего не подсунет. Как минимум выходить и общаться с соседями на лестничной площадке - это уже какая-то комбинация. А если еще дальше пойти...

DE I: Есть черты в русском характере, которые патологически мешают быть успешным?
Андрей: Дураки и дороги. Как только избавляешься от дураков и дорог, становишься совершенно другим человеком. Когда я уезжал из Советского Союза в 1990-м, повсюду были мусорные свалки, а в магазинах стоят только банки с березовым соком и морской капустой. Теперь, спустя 17 лет, приезжаю к родителям в Курск, а там бутики, магазины типа «Седьмого континента», Глен Миллер звучит... Когда мы приехали в Бельгию впервые увидели такую жизнь, мы обалдели: неужели такое возможно? И вот я иду и думаю: Курск, магазин, Глен Миллер, и я с тележкой, вот вечером приеду домой, надо будет зафиксировать, как все изменилось. Вдруг в очереди за колбасой какой-то мужик говорит девушке-продавщице: «Триста грамм колбасы...» Она отрезала, получилось 450. «Этот кусок мне не съесть», - говорит покупатель. На что она ему отвечает: «Проглотишь!..» Вот тогда мне стало понятно, где я и что произошло. Что дело не в Глене Миллере, не в зданиях, которые мы можем построить, а в том, что здесь живут другие люди.

DE I: То есть можно сказать, что формула успеха такова: смотрите на знаки, не общайтесь с дураками. А как определить, что человек успешен?
Михаил: По бриллиантовым штанам... (смеется). Если есть искорка радости в глазах и нормальное желание жить, скорее всего, человек успешен.

«Жизнь человеческая, как зебра. Если ее по-другому развернуть, то получится, что белая линия расширяется и уходит в бесконечность»

DE I: Вы когда-нибудь общалась близко с религиозными людьми?
Михаил: У меня есть друг Симон - архиепископ Бельгийский и Голландский, а сам он из Питера. Мы дружим семьями, он на свадьбе у меня был. Как-то я попросил его разрешения пожить в монастыре для пробы. Мне выделили келью, выдали Библию и попросили не нарушать порядок. В шесть утра уже служба. Я выдержал три дня. Служба шла на греческом языке - я ни слова не понимаю, читаю свою Библию на русском. Во время трапезы они слушают молитву в записи. Любят резать хлеб маленькими кусочками и каждый покрывают маслом. Главный встает, трапеза прекращается для всех, снова молитва, и пошли работать. А перед сном требуют соблюдать абсолютную тишину, монахи в своих кельях делают какие-то упражнения или опять молятся. Только шуршание слышно. По ночам я в основном читал. Утром меня не будили. У меня был вариант ничего не делать; я мог лежать на кровати, мог присоединиться в любой момент к их деятельности. Любой мой порыв они поддерживали. Захотел козу подоить - научат. Понравилось цветами заниматься - участвуй. Все, что видел, снимал на видеокамеру. В общем, хотел получить опыт и его получил. Хотя три дня показались вечностью.

DE I: Как это отразилось на творчестве?
Михаил: Бывают в жизни обстоятельства, которые открывают человека. В то время я в консер¬ватории начал заниматься композицией, и это, видимо, подтолкнуло к познанию. Нам нужно было играть за рубежом свои оригинальные программы. Однажды я увидел на улице новые колокола, купленные для церкви, у которой еще не было колокольни, и попросился помощником к звонарю. Постепенно он мне открыл особенности звона и технику звука. В библиотеке я взял книжку автора, который слышал звуки в каждом предмете и пытался их записывать, он записывал и колокольные перезвоны. Мне стало интересно, а можно ли эти полутона воспроизвести на рояле. Оказывается, нельзя, потому что между до и до-диезом еще четыре звука. Но я полтора года потратил и записал большой колокол, теноровый колокол и еще поменьше. Потом взялся за напевы, обложился пластинками, одно время их на виниле выпускали: северные звоны, вологодские, московские, петербургские. И когда все это собралось, сразу родилась композиция. Потом этой композицией из колокольных звонов мы начинали все свои европейские выступления в 1990-х годах. Назвали программу «Мое русское сердце».

«Дело не в Глене Миллере, не в зданиях, которые мы можем построить, а в том, что здесь живут другие люди»

DE I: Что нравится больше: делать свои проекты, или ра¬ботать на заказ?
Михаил: Обычно мы свои идеи излагаем так, чтобы через неделю человек их принимал так, словно это он придумал. Так проще со¬единить несоединимое. Некоторые программы уже спокойно работают без нас. Вот отобрали в Нью-Йорке черных джазовых певиц, пригласили ди-джея, джазового трубача, перкуссиониста, нашли музыку, выстроили композицию. Получилось модно, программа живет своей жизнью, ее заказывают. Творческое кредо или личный имидж не мешают быть разными. Талант не может быть односто¬ронним. Лучше треугольник, а еще лучше квадрат.

DE I: Откуда у вас такая тяга к точности и расчету?
Андрей: Ну, во-первых, мы окончили математическую школу, в которой наш отец преподает математику и физику. Он до сих пор там работает и пишет книги. Из этой школы в университет можно было поступать с одного экзамена. Но когда мы пошли в музыку, то высшая математика, основанная на логике, очень помогла. Все эти взаимодействия и комбинация легко вычисляются.

DE I: Вам что-нибудь мешало быть вместе?
Андрей: Мы периодически расходимся. Но мировоззрение всегда оставляет возможность соединяться. Это абсолютно нор¬мально, просто мы совершенно разные люди. Мишка - философ. Он - Рыба, я - Водолей. У нас есть отличия. Я серьезно занима¬юсь спортом. В прошлом декабре выиграл турнир по большому теннису. Освоил горные лыжи. А Миша, наоборот, философствует. Спорт требует абсолютно взвешенных, точных решений от тебя самого, от организма, и поэтому ты находишься в режиме полного контроля. А Миша активно пользуется полной свободой и улетает. Так что сочетание оптимальное. Был момент, когда мы действительно расходились, но для каждого это стало хуже. Разделившись, мы теряли не в два, в четыре, в шесть или даже в восемь раз. Но понимание реальности все повернуло. Правда, у нас сейчас есть идея: один поедет жить в Питер, а другой останется в Москве. Мы не сможем читать одни книги, смотреть одни фильмы, знания, которые мы соберем по отдельности, сделают нас интереснее вместе.

DE I: Для кого вы, в конце концов, работаете?
Андрей: Мы играли на концерте в честь дня рождения Олега Лундстрема. Он, конечно, приехал сам и взял слово. И очень просто объяснил, что музыкант не может играть для музыкантов. Потому что оценкой и проверкой его мастерства может быть только то, на¬сколько это проникает в обычного, неподготовленного слушателя.

DE I: Есть такая примета: если оркестр играет идеально - ангелы не приходят.
Михаил: Управление энергией зала, понимание залом твоих чувств нужно ставить на первый план. Ведь если нет шоу, за что тогда люди платят деньги?

DE I: Но не все же музыканты способны на такое, некото¬рых надо поддержать!
Михаил: Нужно слушать себя. Пусть себя слушать труднее всего.

DE I: Там же много голосов всяких и разных...
Михаил: Нужно научиться разговаривать с собой, нужно общаться с собой. Я вот общаюсь с собой ежедневно.

DE I: Это какой-то ритуал?
Михаил: Сам с собой. Это диалог и днем, и ночью, и утром.

DE I: Как научиться себя слышать?
Михаил: На это есть религия. Религия открывает. Она открывает без учителей, дает нам базу.

DE I: Вы имеете в виду какую-то конкретную религию?
Михаил: Нет, вообще религию. Если посмотреть, что сейчас про¬исходит в мире, как события складываются между странами. Это сразу ведет к тому, что невозможно остановиться и сказать, что вот эта религия истинная, а эта религия не истинная. Кажется, пришло время новой религии, современной. Надеюсь, мы с вами еще бу¬дем свидетелями, когда этот базар закончится. Сейчас в Интернете можно найти себе любого духовного наставника - даже китайца, японца, индуса, кого угодно. Люди пока еще нуждаются в посред¬никах. Такой самообман.

DE I: Может, им кажется, что посредники сэкономят наше время, что они знают самый короткий путь к Богу, к управлению душой?
Михаил: Когда ты общаешься с собой - ты общаешься с Богом. Все! Больше ничего нет! А посредники говорят: «Подождите, а где мои проценты? Вы хотите знать больше, пожалуйста, купите это и лучше вместе с этим».

DE I: Вот видите, они называют конкретную сумму, это подразумевает конкретные советы. Зачем человеку ко¬паться в себе? Снаружи огромный выбор!
Михаил: Но это всего лишь тело. Оно всегда чего-то требует.

Беседу вела Роксолана Черноба