ЗАО "АртОлимп"

2006 год

« Назад

Фестиваль "Усадьба Джаз"  

Первый вечер фестиваля на площадке "Аристократ" завершал проект "Джаз братьев Ивановых" в очень широком составе. Помимо лидеров проекта - пианиста Михаила Иванова и контрабасиста Андрея Иванова - на сцене присутствовал камерный струнный ансамбль солистов "Эрмитаж" Алексея Уткина (гобой, электрогитара), барабанщик Дмитрий Севастьянов, перкуссионист-ветеран Юрий Генбачев, специальный гость - первоклассный бельгийский саксофонист Франк Ваганэ, а на пару пьес на сцену выходили еще рок-певец Сергей Мазаев (правда, не в роли рок-певца, хотя часть аудитории явно ждала этого, а в скромном амплуа джазового кларнетиста) и импровизирующая академическая арфистка Анна Пашинская. Учитывая обширность состава струнного ансамбля "Эрмитаж", не слишком комфортно разместившегося позади усилителей и постамента ударных, этот сет вполне мог бы быть озаглавлен так же, как и абонемент братьев Ивановых в Зале Чайковского - "Мелодии симфоджаза".
     Авторы уже решили было, что сейчас действительно послышится сладкий симфоджаз, но реальность оказалась намного интереснее. Нельзя сказать, чтобы струнный ансамбль свинговал вместе с ритм-секцией, но эта особенность академического музицирования была отлично учтена авторами музыки и/или аранжировок (главным образом, Михаилом Ивановым), так что струнным были поручены в основном "атмосферные" пассажи либо изящное гармоническое заполнение музыкального материала в прозрачных, разреженных среднетемповых эпизодах, а главными голосами говорили все-таки импровизаторы. Хватило пространства и времени высказаться всем, причем каждый из солистов был убедителен, явно готовил соло загодя и не столько демонстрировал технику игры и умение альтерировать ступени звукоряда, сколько подробно рассказывал некую музыкальную историю - что авторы этих строк, безусловно, ценят даже выше демонстрации безупречной техники. Причем в первых рядах был тут специальный гость Франк Ваганэ, один из лидеров бельгийского джаза - музыкант вполне американской виртуозной подготовки, но и вполне европейской музыкальной эрудиции. 
     Именитый академический гобоист Алексей Уткин вряд ли так уж импровизировал на своем профильном инструменте: не удивимся, если его соло были выписаны и выучены, но с какой превосходной фразировкой, с каким легким, точным, ритмически свободным - истинно джазовым! - звукоизвлечением они были поданы! А его неожиданный эпизод с суггестивным, по-рокерски непричесанным, но весьма атмосферным соло электрогитары заставил взглянуть на этого незаурядного музыканта с совсем новой стороны. Впечатлил и обширный эпизод, когда посреди джазового сета все джазмены вдруг удалились со сцены, и Уткин со струнным ансамблем изящно, ясно и напористо сыграл на гобое Allegro di molto Карла-Эммануила Баха и - демонстрируя отличное знание современного репертуара - "Libertango" Астора Пьяццолы. Честно говоря, видеть, чтобы на джазовом фестивале так играли академическую музыку, и чтобы ее ТАК принимала аудитория - пока не приходилось.
     Барабанщик Дмитрий Севастьянов всегда стремится подчеркнуть, что в джазе он случайно, что душой и телом он рокер, а джаз - не более чем профессия. Не знаем, не знаем. Любимец больших залов, этот музыкант прекрасно знает правила игры, умеет замечательно развлечь публику развернутым, ярким соло, и при этом тонко чувствует стилистику, стремится работать не на демонстрацию себя-талантливого (на то есть соло, никуда не денутся, осознают и оценят), а на музыку, на реализацию идей, заложенных в том материале, который Дмитрий сейчас воплощает в звуковую реальность. Севастьянов отличный, ярко эмоциональный, но тонко чувствующий партнер, но он и выигрышный солист: чуть заскучала публика - пустите вперед Севастьянова, и победа будет за вами. Вот и в сете братьев Ивановых он сдержанно, искушенно поддерживал ансамбль, но дойдя до своего соло в хитово-плясовой "Барыне" Михаила Иванова - сначала нашумел как следует, поднял динамику и насыщенность барабанной игры до разумного предела, заставив публику свистеть и кричать от радости, а затем проделал трюк, которым когда-то отличался покойный ветеран советских джазовых барабанов Борис Матвеев: не прерывая ритма, вышел из-за барабанов и прошел по всей сцене, продолжая четко рисовать ритмическую структуру палочками по ободкам барабанов, по помосту сцены, по микрофонным стойкам, даже - с разрешения Андрея Иванова и очень деликатно - по струнам и корпусу контрабаса, и, не прерывая ритма, вернулся за ударную установку. 
     Последовавшая затем в "Фиесте" явно хорошо подготовленная, но от этого ничуть не менее эффектная дуэль соло контрабаса и... арфы (!) послужила весьма убедительным переходом к развернутой и яркой коде. Общий восторг, музыканты завершают вечер обширным джемом на сцене, дождь, собиравшийся было в начале вечера, так и не пролился, а программа второго дня фестиваля обещала быть не менее насыщенной...
Анна Филипьева (текст), Кирилл Мошков (текст, фото), портал "Джаз.Ру"