2006 год
« Назад
Фестиваль "Усадьба Джаз"
Первый вечер фестиваля на площадке "Аристократ" завершал проект "Джаз братьев Ивановых" в очень широком составе. Помимо лидеров проекта - пианиста Михаила Иванова и контрабасиста Андрея Иванова - на сцене присутствовал камерный струнный ансамбль солистов "Эрмитаж" Алексея Уткина (гобой, электрогитара), барабанщик Дмитрий Севастьянов, перкуссионист-ветеран Юрий Генбачев, специальный гость - первоклассный бельгийский саксофонист Франк Ваганэ, а на пару пьес на сцену выходили еще рок-певец Сергей Мазаев (правда, не в роли рок-певца, хотя часть аудитории явно ждала этого, а в скромном амплуа джазового кларнетиста) и импровизирующая академическая арфистка Анна Пашинская. Учитывая обширность состава струнного ансамбля "Эрмитаж", не слишком комфортно разместившегося позади усилителей и постамента ударных, этот сет вполне мог бы быть озаглавлен так же, как и абонемент братьев Ивановых в Зале Чайковского - "Мелодии симфоджаза".
Авторы уже решили было, что сейчас действительно послышится сладкий симфоджаз, но реальность оказалась намного интереснее. Нельзя сказать, чтобы струнный ансамбль свинговал вместе с ритм-секцией, но эта особенность академического музицирования была отлично учтена авторами музыки и/или аранжировок (главным образом, Михаилом Ивановым), так что струнным были поручены в основном "атмосферные" пассажи либо изящное гармоническое заполнение музыкального материала в прозрачных, разреженных среднетемповых эпизодах, а главными голосами говорили все-таки импровизаторы. Хватило пространства и времени высказаться всем, причем каждый из солистов был убедителен,
явно готовил соло загодя и не столько демонстрировал технику игры и умение альтерировать ступени звукоряда, сколько подробно рассказывал некую музыкальную историю - что авторы этих строк, безусловно, ценят даже выше демонстрации безупречной техники. Причем в первых рядах был тут специальный гость Франк Ваганэ, один из лидеров бельгийского джаза - музыкант вполне американской виртуозной подготовки, но и вполне европейской музыкальной эрудиции.
Именитый академический гобоист Алексей Уткин вряд ли так уж импровизировал на своем профильном инструменте: не удивимся, если его соло были выписаны и выучены, но с какой превосходной фразировкой, с каким легким, точным, ритмически свободным - истинно джазовым! - звукоизвлечением они были поданы! А его неожиданный эпизод с суггестивным, по-рокерски непричесанным, но весьма атмосферным соло электрогитары заставил взглянуть на этого незаурядного музыканта с совсем новой стороны. Впечатлил и обширный эпизод, когда посреди джазового сета все джазмены вдруг удалились со сцены, и Уткин со струнным ансамблем изящно, ясно и напористо сыграл на гобое Allegro di molto Карла-Эммануила Баха и - демонстрируя отличное знание современного репертуара - "Libertango" Астора Пьяццолы. Честно говоря, видеть, чтобы на джазовом фестивале так играли академическую музыку, и чтобы ее ТАК принимала аудитория - пока не приходилось.
Барабанщик Дмитрий Севастьянов всегда стремится подчеркнуть, что в джазе он случайно
, что душой и телом он рокер, а джаз - не более чем профессия. Не знаем, не знаем. Любимец больших залов, этот музыкант прекрасно знает правила игры, умеет замечательно развлечь публику развернутым, ярким соло, и при этом тонко чувствует стилистику, стремится работать не на демонстрацию себя-талантливого (на то есть соло, никуда не денутся, осознают и оценят), а на музыку, на реализацию идей, заложенных в том материале, который Дмитрий сейчас во
площает в звуковую реальность. Севастьянов отличный, ярко эмоциональный, но тонко чувствующий партнер, но он и выигрышный солист: чуть заскучала публика - пустите вперед Севастьянова, и победа будет за вами. Вот и в сете братьев Ивановых он сдержанно, искушенно поддерживал ансамбль, но дойдя до своего соло в хитово-плясовой "Барыне" Михаила Иванова - сначала нашумел как следует, поднял динамику и насыщенность барабанной игры до разумного предела, заставив публику свистеть и кричать от радости, а затем проделал трюк, которым когда-то отличался покойный ветеран советских джазовых барабанов Борис Матвеев: не прерывая ритма, вышел из-за барабанов и прошел по всей сцене, продолжая четко рисовать ритмическую структуру палочками по ободкам барабанов, по помосту сцены, по микрофонным стойкам, даже - с разрешения Андрея Иванова и очень деликатно - по струнам и корпусу контрабаса, и, не прерывая ритма, вернулся за ударную установку.
Последовавшая затем в "Фиесте" явно хорошо подготовленная, но от этого ничуть не менее эффектная дуэль соло контрабаса и... арфы (!) послужила весьма убедительным переходом к развернутой и яркой коде. Общий восторг, музыканты завершают вечер обширным джемом на сцене, дождь, собиравшийся было в начале вечера, так и не пролился, а программа второго дня фестиваля обещала быть не менее насыщенной...
Анна Филипьева (текст), Кирилл Мошков (текст, фото), портал "Джаз.Ру"

Авторы уже решили было, что сейчас действительно послышится сладкий симфоджаз, но реальность оказалась намного интереснее. Нельзя сказать, чтобы струнный ансамбль свинговал вместе с ритм-секцией, но эта особенность академического музицирования была отлично учтена авторами музыки и/или аранжировок (главным образом, Михаилом Ивановым), так что струнным были поручены в основном "атмосферные" пассажи либо изящное гармоническое заполнение музыкального материала в прозрачных, разреженных среднетемповых эпизодах, а главными голосами говорили все-таки импровизаторы. Хватило пространства и времени высказаться всем, причем каждый из солистов был убедителен,

Именитый академический гобоист Алексей Уткин вряд ли так уж импровизировал на своем профильном инструменте: не удивимся, если его соло были выписаны и выучены, но с какой превосходной фразировкой, с каким легким, точным, ритмически свободным - истинно джазовым! - звукоизвлечением они были поданы! А его неожиданный эпизод с суггестивным, по-рокерски непричесанным, но весьма атмосферным соло электрогитары заставил взглянуть на этого незаурядного музыканта с совсем новой стороны. Впечатлил и обширный эпизод, когда посреди джазового сета все джазмены вдруг удалились со сцены, и Уткин со струнным ансамблем изящно, ясно и напористо сыграл на гобое Allegro di molto Карла-Эммануила Баха и - демонстрируя отличное знание современного репертуара - "Libertango" Астора Пьяццолы. Честно говоря, видеть, чтобы на джазовом фестивале так играли академическую музыку, и чтобы ее ТАК принимала аудитория - пока не приходилось.
Барабанщик Дмитрий Севастьянов всегда стремится подчеркнуть, что в джазе он случайно


Последовавшая затем в "Фиесте" явно хорошо подготовленная, но от этого ничуть не менее эффектная дуэль соло контрабаса и... арфы (!) послужила весьма убедительным переходом к развернутой и яркой коде. Общий восторг, музыканты завершают вечер обширным джемом на сцене, дождь, собиравшийся было в начале вечера, так и не пролился, а программа второго дня фестиваля обещала быть не менее насыщенной...
Анна Филипьева (текст), Кирилл Мошков (текст, фото), портал "Джаз.Ру"